КАК Я СТАЛА ФОТОГРАФОМ.

Первые кадры.

Для этого пришлось лезть на антресоль за древним жестким диском.

Вообще конечно, я бы рада продемонстрировать кадры, которые были сняты маленькой Анечкой лет в шесть, на подаренный папой ЛОМО-компакт. Я фотографировала маму в холодный день где-то на ипподроме в Москве, куда нас занесло погулять. Но, боюсь, та пленка безвозвратно утеряна. 

Поэтому сразу перенесёмся в 2004 год, когда к нам с мужем в руки попал цифровой Canon PowerShot G5.

Я впечатлилась возможностями цифры и засела снимать натюрморты и автопортреты. Помню ощущение чуда техники.

Тогда я писала картины маслом, и, в общем-то, никаких мыслей о том, чтобы стать фотографом, у меня и в помине не было. Маленький фотоаппаратик казался просто увлекательной игрушкой.  Почему-то в тот момент меня больше всего заинтриговали возможности использования фотошопа, коллажи и создания альтернативной реальности. 

90% процентов тех фотографий я не рискну вам показать. Да и все равно я не уверена, какая из них была первая, поэтому просто выбрала троечку поприличнее, которые я хорошо помню. И как делала, и как радовалась результату. 

Это - автопортреты. С максимально топорным наложением текстур в фотошопе. 

Мой первый выход с фотографиями в свет. 

Это было.. кажется, в 2007 году. Все произошло совершенно случайно. Чудесная женская Питерская тусовка из восьми самых разнообразных девушек решила замутить мероприятие себе и людям на радость. 

Я внезапно выступила в роли фотографа. Нет, я не снимала репортаж мероприятия. Надо было выставить серию фотографий на однодневную выставку в его рамках.

Честно говоря, даже и не помню, как это произошло и чья была инициатива, но к определённому дню я должна была повесить на стены с десяток фотографий. Я была вольна выбирать тему в рамках женского портрета. 

И тут я осознала, что, хотя портретов подруг и накопилось, да только не распечатать мне их в большом формате с моего цифрового малыша, качество не то, не тянет. Взяла фотоаппарат у друга, на пару дней. Это была первая побывавшая у меня в руках любительская зеркалка. 

Интересовал меня в тот момент в основном жанр ню, вот только где его берут, с чем едят и как работать с моделями, было абсолютно не ясно. Общую непонятность ситуации усиливало то, что взятую у друга камеру надо было срочно освоить технически, буквально за пару часов.

Я созвала подружек (благо они оказались не против умеренной обнаженки) и мы устроили фото-шабаш. Пили вино, травили рассказы и делали фотографии. Чувствовала я себя круто, важным режиссером и творцом. Девочки спрашивали, что делать, а я командовала. Снималось все в квартире, с натуральным светом из окна, макияж и одежду изобразили сами.

Помнится, кадрами я оказалась довольна. Но отчаянно хотелось выпендриться и поэтому половина фотографий была «украшена» текстурами. Для наложения я использовала самодельные фото потрескавшихся дверей и клипарты кленовых японских листьев.

К назначенному дню фото были готовы и развешены в красивом фойе гостиницы «Англетер» в Питере, где мы с девчонками отлично зажгли на нашем мероприятии. Эта история, кстати,  не закончилась просто так, а через какое-то время привела меня к первому фото заказу. 

Организатор того самого мероприятия, менеджер и красавица Виктория, заведовавшая всяческими событиями в культурной жизни гостиницы Англетер, с легкой руки моей подруги Вероники, позвала меня сделать для них новогоднюю съемку. 

Для такого дела у друга моего друга был выпрошен профессиональный цифровой фотоаппарат с хорошей оптикой. Теперь удивляюсь, что тот добрый фотограф дал человеку, которого видел в первый раз, свой рабочий инструмент с дорогой оптикой. Я бы не дала, наверное. Для съемки было решено было сделать настоящий праздник с новогодним антуражем, блестящими шариками и пианистом в белом костюме за роялем. Пишу это и понимаю, что моя любовь к созданию атмосферы в кадре во время съёмки, похоже, идёт оттуда.. 

Итак, я созвала красиво одетых подружек (опять), позвали знакомого пианиста в белом костюме, разлили по бокалам горячительные напитки (настоящие), разложили на рояле шарики, и начали снимать. Свет был вечерний, от лампочек в фойе и баре гостиницы, только доступный. Никаких отражателей или дополнительных источников мы не использовали. Мне очень хотелось ловить момент, живые эмоции, а не «встань красиво с бокалом и делай вид, что тебе весело».

Не знаю, как участники, но я отлично повеселилась тогда. Опыт был незабываемый, ответственность казалась огромной, а ещё меня очень стимулировал фактор публичности. Вокруг нас ходили туристы, глазели и прищелкивали языком, я командовала парадом и опять, как когда снимала в первый раз, казалась себе очень важной и крутой.

В процессе просмотра готовых кадров я поняла, какая огромная разница в качестве изображения между проф. техникой и любительской (и матрица, и объективы). Захотелось, конечно, обзавестись хорошей камерой, но в тот момент это было совершено недоступно по деньгам. Дальнейшее развитие меня как фотографа было отложено, да и было в общем-то не до того. 

Первая зеркалка.

В 2007 мы продали недвижимость в Москве и я полностью переехала в мужу в Питер. наличность в Питер. После сделки и нескольких бессонных ночей, по пути домой мы с Сашей зашли в Яркий Мир на углу Невского и Садовой, где и купили Canon 30d с зумом-объективом. Камера долго лежала без дела, мы были заняты решением бытовых вопросов. 

Помню, как муж спрашивал, ну и что же ты не снимаешь? А я что-то мямлила в ответ..

Чуть позже я стала брать ее с собой и фотографировала.....подружек. В разных уголках Питера, в основном репортажно. Так как тусовка наша была творческая, то поснимать было кого. Музыканты, актрисы. Мне просто нравится процесс, о результате я и не думала. Фотографии демонстрировалось проходившим в дом гостям на мониторе ноутбука.

Первая выставка

А потом кто-то наверху опять решил, что надо дать мне пинка и одна чудесная девушка Оля предложила организовать мою выставку.  Материала не было, пришлось придумать концепцию и формат. А также название. 

Тут и пригодился нажитый опыт снимать подружек на фоне Питера. Решено было назвать выставку «Горожанки».

Для проекта я снимала тех, кого лично знала или знакомых друзей. Нужны были разноплановые, яркие персонажи. Певицы, актрисы, дизайнеры, студентки и тд. Мы гуляли с моими моделями по улицам в любую породу и я ловила настроение момента, как могла.  На выставке в фойе кинотеатра на Петроградской стороне висело с 20 фотографий очень большого формата.

Все было серьёзно, с открытием, шампанским, гостями. Дело было в 2009, весной. Я все ещё не чувствовала себя фотографом. 

Забавно то, что в ретроспективе, из «сейчас», эти события, все эти фотографические опыты, совершенно по-другому читаются. Как-будто это была цепочка неслучайных, связанных между собой, происшествий. 

Тогда же, в каждый конкретный момент, я совершенно не воспринимала все всерьез, казалось, все происходит не со мной. Я не связывала одно с другим или просто воспринимала как данность. Это уже позже я испытала и продолжаю испытывать огромную благодарность ко всем, кто верил в меня, кто затягивал меня в аферы, предлагал работу, давал свои камеры. Ко всем, кто поддерживал в дурацких затеях и не говорил нет.

Первая осознанная съемка. 

Еще чуть позже у меня произошёл своеобразный «прорыв».

Я впервые решила что-то создать при помощи фотоаппарата, той самой первой зеркалки, применить фантазию и реквизит. Конец осени, последние, мокрые кучи листьев в Юсуповском саду. Мы с Лизой, подругой, идём туда и набираем их полные пакеты. В соседней комиссионке покупаем старые ноты.

Идем домой, где у нас был незаконченный ремонт и чугунная ванная стояла посередине тридцатиметрового пространства. Наливаем в ванную воды. Кидаем туда по-очереди листья, ноты. Красим Лизе лицо гримом и она заныривает. Кажется, тогда она провела в воде около 4 часов с небольшими перерывами. Состояние у обеих было эйфорическое. 

Я тогда впервые почувствовала себя немножечко фотографом. Из той съёмки у меня есть в портфолио несколько кадров. Я их очень ценю и люблю.

Драма, или “не было бы счастья, да несчастье помогло”.

В 2010 у меня украли, точнее, забрали,  все мои картины. За 8 лет живописи. Почти все. Те несколько, которые были дома, до сих пор при нас. У меня был шок, писать не хотелось, вид кистей и холста вызывал слезы.

Но время, как известно, лечит, и продолжать самовыражаться хотелось. Я привыкла это делать через картинку, посредством визуального воздействия. 

Тут, подобно роялю в кустах, передо мной возникает фотография. Помню, одним из «за» было то, что фотографию сложно украсть материально, как картину. Особенно цифровую фотографию, оригиналы которой изначально существуют только в виде нулей и единиц. 

Мне было 29 лет, сложный переходный возраст. Хотелось поскорее перейти к делу и не тратить время на поиски себя.

Я засела штудировать альбомы классиков и интернет. И очень быстро схватилась за голову от изобилия направлений, в которых можно было бы двинуться.  Стало понятно, чтобы попробовать все, жизни не хватит и что надо определяться.

Мне сильно помог муж Саша.  Сказал мне, чтобы мне поможет определиться, если сначала я соберу себе папку из понравившихся фотографий, а потом, просматривая ее, надо было выкидывать все, что более не интересно.

Думаю, что в тот момент что я на самом деле искала замену живописи. Потому что  критерий отбора был как для картин, для живописи, графики.. Фотография должна была быть такая, чтобы мне захотелось повесить ее на стену и любоваться, и чтобы она не наскучивала.  Но я не осознавала этого, поэтому была сильно удивлена, когда в папке обнаружила лаконичные, живописные, однокадровые фото-истории, которые давали мне возможность фантазировать, глядя на них, и были приятны глазу на цвет.

Я то думала, что в конце отбора найду в папке ЧБ. Портреты, репортаж, ню. (То, что меня интересовало в фотографии, когда я была художником. ) 

Но не нашла. 

Художник, лишенный красок, решил найти их в фотографии. А ниже в галерее можно посмотреть мои первые фотографии, то, с чего я когда-то начинала. Только не смейтесь очень громко ))

Previous
Previous

5 советов новичкам в фотографии.